Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Приглашаем авторов

к сотрудничеству.

Сообщите нам свою новость 


Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 16 декабря 2016г.

подробнее о конференции 


 «Грани педагогики безопасности»

Приглашаем Вас принять участие в работе 

Всероссийской студенческой конференции 

9 декабря 2016 г.

Скачать инфописьмо >>


 

Формирование системного мышления у учащихся на уроке ОБЖ

Опубликовано 28.12.2014

 

Изучая курс ОБЖ, учащиеся овладевают умениями видеть тот или иной вопрос шире, обобщать, выделять необходимые и достаточные условия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи.

Все это формирует системное мышление учащихся, способствует четкости в высказываниях, выражения мысли, точности, ясности, краткости, обоснованности.

Системный подход в настоящее время является базовой методологической предпосылкой в любой области знания - он даёт возможность изучать разные системы или явления с помощью одинаковых методов. Несмотря на то, что элементы системного подхода можно выделить в большинстве школьных дисциплин, формирование основных системных представлений у учащихся осуществляется стихийно - без участия преподавателя, методом «проб и ошибок». В то же время педагог может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системного мышления школьников — мышления, направленного на раскрытие целостности объектов, выявление многочисленных, часто скрытых взаимосвязей, сведение этих взаимосвязей в единую, общую картину.

Развивать системное мышление необходимо целенаправленно, начиная с начальной школы, чтобы постепенно формировалось умение рассуждать, проводить исследование с системных позиций. Системный подход – это целенаправленная деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах, связях.

Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза является информационное моделирование, выполняемое на компьютерах. Построение компьютерной модели, сравнение ее с оригиналом, определение ограничений на основе системного анализа постепенно сформируют у учащихся необходимые показатели системного мышления (умения анализировать и синтезировать информацию, определять существенные свойства объектов, выделять главное и второстепенное, определять подсистемы, давать оценку характеру связей в системе.

Значимым результатом прогрессивной деятельности системы образования является способность критически и системно осмысливать информацию и умение ее перерабатывать, что как нельзя лучше можно реализовать средствами информационных технологий.

Используя на уроке системное мышление, естественная наука дает множество ярких примеров разных методов научного познания, путей формирования научной теории, взаимосвязей теорий, относительной истинности научного знания и диалектики его развития.

Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный.

Системно-ориентационный подход к обучению предполагает определенные требования к содержанию учебного материала и его методическому построению.

Знания при системном способе организации их усвоения имеют также следующие важные характеристики:

—осознанность, выражающуюся отношением к деятельности познания как к объективному процессу, имеющему свои закономерности;

—адекватным выражением понятийными средствами и предмета и метода;

—возможностью использования знаний в любых ситуациях, обеспечивающих решение задач, относящихся к данной предметной области;

знания о предмете наиболее полно выражают его как качественно определенную систему;

— системное раскрытие предмета существенно повышает мировоззренческий аспект предметных знаний.

Изучаемая система выступает не сама по себе, а в совокупности существенных связей с другими системами. Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения системных званий приобретает рефлексивный характер, поскольку знания становятся для них особым - «предметом», функционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом организации мысли о предмете, выражая такое психологическое образование, как базальные оперативные схемы. Системная ориентировка в предмете имеет важное значение для решения эвристических задач, с помощью которых субъект может предвосхищать возможный результат и планировать достижение цели со значительным сокращением пути к ней.

Реализация системного подхода в обучении, даже ограниченного лишь задачей раскрытия учебного предмета как «системы», открывает возможности существенного повышения теоретического уровня обучения, формирования системного и диалектического мышления.

Для достижения целей обучения необходимо, чтобы все занятия были тщательно подготовлены. Следует заранее определить, каким образом наиболее доступно объяснить новый материал, какие привести примеры из жизненного опыта, каким должно быть материальное обеспечение.

Постановка познавательных задач и проблемных ситуаций формирует осознанное понимание учебного материала. Уяснив содержание, условия, проблемы, необходимо определить исходные данные, необходимые для поиска решений, дающих оптимальный результат. Обучаемые на основе ранее полученных знаний, приобретенных умений и навыков разрешают проблемную ситуацию и тем самым усваивают новые теоретические знания и практические действия.

Формировать системные знания обучаемых означает:

-     уделять постоянное внимание наиболее важным вопросам курса ОБЖ,

-     обучать выделять главное  и существенное в изучаемом материале,

-     определять основное и второстепенное на занятиях.

Изучая курс ОБЖ, учащиеся овладевают умениями видеть тот или иной вопрос шире, обобщать, выделять необходимые и достаточные условия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Все это формирует системное мышление учащихся, способствует четкости в высказываниях, выражения мысли, точности, ясности, краткости, обоснованности.


 

Гафнер В.В.

Уральский Государственный педагогический университет, г. Екатеринбург 

Словарь терминов по безопасности

читать

Каталог ОБЖ

Интересные сайты по ОБЖ

смотреть