Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Приглашаем авторов

к сотрудничеству.

Сообщите нам свою новость 


Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 16 декабря 2016г.

подробнее о конференции 


 «Грани педагогики безопасности»

Приглашаем Вас принять участие в работе 

Всероссийской студенческой конференции 

9 декабря 2016 г.

Скачать инфописьмо >>


 

Психологическая готовность к чрезвычайным ситуациям социального характера

Опубликовано 28.12.2014

В чрезвычайных ситуациях социального характера поведение человека играет решающую роль, а оно, как известно, зависит от готовности к этой ситуации. Конечно, никто не может точно предугадать свою реакцию, окажись он в подобном положении, но все же, определенное количество людей может вспомнить, чему их учили, и начать действовать согласно тем правилам. 

Психологическую готовность к социальным чрезвычайным ситуациям можно связать со многими темами курса обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

В современном школьном курсе, по моему мнению, не хватает психологической подготовки к ЧС, а конкретно к ЧС социального характера. Если на действиях при землетрясениях, выбросах СДЯВ (сильнодействующих ядовитых веществ) и прочем в школе обращают внимание, то на поведение в чрезвычайных ситуациях социального характера почти не оставляют времени. Вероятность того, что человек в подворотне встретится с плохой компанией, наткнется на агрессивно настроенного наркомана в своем подъезде или окажется в неконтролируемой толпе выше, чем вероятность взрыва на ближайшей АЭС, землетрясения или урагана, а преступники есть везде.

В чрезвычайных ситуациях социального характера поведение человека играет решающую роль, а оно, как известно, зависит от готовности к этой ситуации. Конечно, никто не может точно предугадать свою реакцию, окажись он в подобном положении, но все же, определенное количество людей может вспомнить, чему их учили, и начать действовать согласно тем правилам. Чтобы доказать всю необходимость обучения психологическому аспекту, я приведу некоторую статистику:

От криминальных действий (уличные перестрелки, грабежи, вымогательство, шантаж и т.п.) ежегодно в среднем умирает 34 тыс. человек.

 50 тыс. пропадают без вести, из которых 50% находят убитыми.

180-190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения от налетов, избиений уличными бандитами, «гопниками», наркоманами (причем 20% их них умирает в больницах). Около 15 млн. человек страдают от различных криминальных посягательств.

 Цифры невелики, но если задуматься, то они могли бы быть еще меньше. По моему мнению, этой теме надо посвящать как минимум 2 занятия в младших и 4 занятия в старших классах за полугодие, чтобы быть уверенными в готовности учеников к подобным ситуациям. Естественно, что часы этой темы должны варьироваться в зависимости от возраста. В младших классах хватит и рассказов о том, что нельзя разговаривать с чужими людьми, а в старших уже надо серьезно освещать все аспекты этой темы.

 Меня в школе интересовали такие вопросы:

как себя вести, если оказался в толпе, которая в панике бежит в одном направлении?

что делать, если посреди улицы вооруженные люди начали стрелять?

как поступать, если вам на встречу идет группа нетрезвых молодых людей?

Несмотря на еженедельные уроки ОБЖ, ответы на большинство таких вопросов я нашел лишь в девятом классе при подготовке к выпускному экзамену.

Психологическую готовность к социальным чрезвычайным ситуациям можно связать со многими темами курса обеспечения безопасности жизнедеятельности. Так, например, если педагог рассказывает о вреде наркомании, то можно сказать, что наркоманы опасны не только для себя, но и для окружающих, а от этого плавно перейти к тому, как себя вести при столкновении с ними.

Таким образом, считаем, что эта тема с легкостью вписывается в современный курс безопасности жизнедеятельности, не ущемляя, а наоборот, дополняя некоторые аспекты. Рассмотренная тема важна и всегда актуальна, что делает ее обязательным элементом школьного курса ОБЖ.


 Глазов К.Н.

Уральский Государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Словарь терминов по безопасности

читать

Каталог ОБЖ

Интересные сайты по ОБЖ

смотреть